Обмен учебными материалами


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 15 страница



2. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда), - см. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448).

3. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Комментарий к статье 355

Закрепленные настоящей статьей принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда исходят из требований Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) о необходимости обеспечить инспекторами труда применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Комментарий к статье 356

1. Настоящая статья определяет компетенцию федеральной инспекции труда для реализации возложенных на нее задач с учетом основных прав и обязанностей государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. ст. 357 и 358 ТК).

2. Федеральная инспекция труда может осуществлять и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

См.: Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 702н (БНА РФ. 2009. N 7).

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 357

Закрепленные настоящей статьей основные права государственных инспекторов труда исходят из положений Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.), предусматривающей необходимость предоставления инспекторам труда соответствующих полномочий для эффективного осуществления функций инспекционной службы.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 358

1. Настоящая статья конкретизирует обязанности государственных инспекторов труда, закрепленные Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.), которая указывает на возможность национального законодательства предусматривать некоторые исключения для инспекторов труда в целях эффективного осуществления функций инспекционной службы.

2. См. Приказ Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (БНА РФ. 2006. N 21).

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 359

Принцип независимости федеральной инспекции труда, закрепленный в ст. 355 ТК и реализуемый в настоящей статье, исходит из положений Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.): инспекторы труда являются государственными служащими, статус и условия работы которых обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любого недолжного внешнего влияния.

Загрузка...

Статья 360. Порядок инспектирования работодателей

Комментарий к статье 360

1. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется прежде всего Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.), положениями ТК, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.

2. Особое значение при проведении инспектирования любых работодателей имеют положения ФЗ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436), устанавливающего порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора).

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 361

Если решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в суд, так и соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ, то решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суд.

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 362

Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на то, что представители работодателя и иные должностные лица несут ответственность за нарушение норм трудового права в случаях и в порядке, которые установлены ТК и иными федеральными законами (см. комментарий к ст. 419 ТК).

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 363

1. Положения настоящей статьи исходят из указаний Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) о необходимости предусматривать и эффективно применять соответствующие санкции за воспрепятствование деятельности инспекторов труда.

2. Положения ст. 363 ТК являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на возможность привлечения к различным видам ответственности, установленной федеральным законом: к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 364

Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на возможность привлечения государственных инспекторов труда за противоправные действия или бездействие к различным видам ответственности, установленной федеральным законом: к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Комментарий к статье 365

Положения настоящей статьи исходят из указаний Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) о необходимости эффективного сотрудничества при осуществлении аналогичной деятельности между службами инспекции и государственными и частными учреждениями, а также сотрудничества между служащими инспекции и предпринимателями и трудящимися или с их организациями.

Статья 366. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Комментарий к статье 366

1. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, действующей в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348).

2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности, работники которого при исполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только закону.

Статья 367. Государственный энергетический надзор

Комментарий к статье 367

1. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. 366 ТК), являющейся органом государственного энергетического надзора.

2. При проведении указанных в ч. 1 настоящей статьи мероприятий работники органа государственного энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Комментарий к статье 368

1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действующей в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899).

2. Работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) при осуществлении надзора за соблюдением работодателями перечисленных в ч. 1 настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Комментарий к статье 369

1. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. 366 ТК), являющейся органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

2. Работники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Комментарий к статье 370

1. Защита трудовых прав и законных интересов работников является главной задачей профессиональных союзов, право каждого на объединение в которые нашло свое отражение в таких основополагающих международных актах, как Международный пакт ООН "О гражданских и политических правах" (1966 г.), Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.) и др., а также в ст. 30 Конституции РФ.

2. В ст. 370 ТК закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи, предоставив право профсоюзам осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров, соглашений, особо указав на контрольные полномочия профсоюзов по отношению к работодателям - индивидуальным предпринимателям.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уточнил также права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в нормотворческой деятельности на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований), предоставив им, в частности, право участвовать в установлении государственных нормативных требований охраны труда и др.

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Комментарий к статье 371

1. Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на то, что работодатель в случаях, предусмотренных ТК, принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

2. Работодатель в случаях, предусмотренных ТК, принимает решения с учетом мнения, как правило, выборного органа первичной профсоюзной организации (см., например, комментарий к ст. ст. 82, 99, 113 ТК и др.) либо представительного органа работников, в качестве которого чаще всего выступает профсоюзный орган (см., например, комментарий к ст. ст. 103, 135, 154 ТК и др.).

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Комментарий к статье 372

1. Настоящая статья устанавливает порядок учета работодателем при принятии локальных нормативных актов мнения не любого представительного органа работников, а только выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников.

2. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюза требует соблюдения сроков, установленных для рассмотрения проекта локального нормативного акта, при неполучении мотивированного мнения профсоюза - проведения дополнительных консультаций, а в случае недостижения согласия сторон - оформления протокола разногласий.

3. Выборный орган первичной профсоюзной организации может обратиться в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд с целью обжалования принятого работодателем локального нормативного акта, а также начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК (см. комментарий к гл. 61 ТК).

4. Несоблюдение работодателем при принятии локальных нормативных актов указанного выше порядка может привести к отмене такого акта государственной инспекцией труда.

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Комментарий к статье 373

1. Перед принятием окончательного решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по основаниям, указанным в настоящей статье, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2. Если выборный орган первичной профсоюзной организации в установленные сроки не рассмотрит документы, поступившие от работодателя, либо не направит ему мотивированное мнение, то работодатель имеет право принимать решение об увольнении работника без учета мнения профсоюза, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

3. Государственная инспекция труда в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

4. Работник или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодатель - обжаловать в суд предписание государственного инспектора труда.

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Комментарий к статье 374

1. При увольнении по инициативе работодателя по указанным в настоящей статье основаниям перечисленных в ней руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, таким работникам предоставляются дополнительные гарантии.

2. Увольнение таких работников допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, а при отсутствии последнего - с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК (см. комментарий к данной статье).

3. При применении ст. 374 ТК следует иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово" (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 745).

В соответствии с данным документом при увольнении не освобожденного от основной работы профсоюзного работника в случае неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей без уважительных причин не нужно предварительное согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа.

4. Часть 3 ст. 374 ТК воспроизводит положения ч. ч. 5 и 6 ст. 25 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с уточнением ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ о том, что соответствующие выборные профсоюзные работники освобождаются на время краткосрочной профсоюзной учебы в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором.

См. также комментарий к ст. 171 ТК.

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

Комментарий к статье 375

1. Настоящая статья воспроизводит в основном положения ст. 26 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с уточнением некоторых моментов, касающихся порядка предоставления выборному профсоюзному работнику работы после окончания срока его полномочий.

2. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внес в ст. 375 ТК очень важные дополнения, указав, в частности, что сохранение за работником среднего заработка на период трудоустройства производится общероссийским (межрегиональным) профессиональным союзом, который может также принять решение о сохранении за работником среднего заработка на период трудоустройства при отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности).

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Комментарий к статье 376

1. Хотя в основу настоящей статьи и была положена ст. 27 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", однако с принятием ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ содержание ст. 376 ТК изменено.

2. В перечне оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями, при которых в течение двух лет после окончания срока их полномочий прекращение с ними трудовых отношений допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК (см. комментарий к данной статье), указан теперь весь пункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Комментарий к статье 377

1. В основу настоящей статьи положена ст. 28 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", значительно обновленная и дополненная с принятием ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

2. Конкретные обязанности работодателя по созданию условий для эффективного осуществления деятельности всех представительных органов работников (см. комментарий к ст. 32 ТК), в том числе и выборного органа первичной профсоюзной организации, находят отражение в коллективных договорах и соглашениях.

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Комментарий к статье 378

Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на возможность привлечения лиц, нарушающих права и гарантии деятельности профсоюзов, к различным видам ответственности в соответствии с ТК и иными федеральными законами, т.е. виновных лиц можно привлечь к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Глава 59. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

--------------------------------

В ТК впервые включено понятие самозащиты работниками трудовых прав с определением этого термина. Хотя самозащита как таковая существовала, конечно, и раньше, в прежнем трудовом законодательстве, однако специально в отдельной главе ее формы не объединялись.

Статья 379. Формы самозащиты

Комментарий к статье 379

1. Право на самозащиту основано на конституционных положениях (см. комментарий к ст. 152 ТК) и ст. 21 ТК, закрепляющей право работника на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

2. Название ст. 379 ТК не совсем соответствует ее содержанию, поскольку речь в ней идет фактически лишь об одной форме самозащиты - отказе работника в письменной форме от выполнения работы с сохранением за работником всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

3. Отказ работника от выполнения работы может иметь место в двух случаях:

1) работа не предусмотрена трудовым договором;

2) работа непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

4. Положения ч. 2 настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, которые бы указывали на другие формы самозащиты: сказано лишь, что в целях самозащиты работник вправе отказаться от выполнения работы и в других случаях, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

Статья 380. Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты

Комментарий к статье 380

Нормы настоящей статьи исходят из положений Конвенции МОТ N 185 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.): трудящемуся, оставившему работу, который имел достаточные основания полагать, что она представляет непосредственную и серьезную опасность для его жизни или здоровья, обеспечивается в соответствии с национальными условиями и практикой защита от необоснованных последствий.

Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 381. Понятие индивидуального трудового спора

Комментарий к статье 381

1. Конституция РФ в ч. 4 ст. 37 признает за гражданами право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

2. Законодательное определение в ст. 381 ТК понятия индивидуального трудового спора позволяет выделить его отличительные признаки:

а) сторонами спора являются работодатель и работник;

б) стороны не смогли сами урегулировать возникшие между ними разногласия;

в) предмет спора - применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе установление или изменение индивидуальных условий труда);

г) стороны заявили о своих разногласиях в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

3. В ч. 2 настоящей статьи уточняется, что помимо работника стороной в споре может быть и лицо, еще не вступившее в трудовые отношения с работодателем либо ранее состоявшее с ним в трудовых отношениях.

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Комментарий к статье 382

1. Законодательно закреплена двухзвенная структура органов по рассмотрению в общем порядке индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем - комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды (см. комментарий к статьям настоящей главы).

2. Индивидуальные трудовые споры отдельных категорий работников рассматриваются на основании федеральных законов другими органами: в отношении государственных служащих - комиссией государственного органа по служебным спорам или судом (см. п. 7 ст. 58 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), прокурорских работников - вышестоящими руководителями и (или) судом (см. п. 4 ст. 40 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"), судей - квалификационными коллегиями судей и соответствующими судами (см. ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации") и др.

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Комментарий к статье 383

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ, прежде всего ГПК.

2. На правильное и единообразное применение на всей территории РФ всеми судами законодательства РФ при рассмотрении индивидуальных трудовых споров направлено принятие Верховным Судом РФ руководящих разъяснений, среди которых особое место занимает ППВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2.

См. также ППВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (БВС РФ. 1996. N 1).

3. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде необходимо иметь в виду и соответствующие решения Конституционного Суда РФ (см., например, комментарий к ст. 374 ТК).

4. В отношении отдельных категорий работников федеральными законами установлены некоторые особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров (см. комментарий к ст. 382 ТК).

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комментарий к статье 384

1. КТС могут быть созданы в любой организации или у любого индивидуального предпринимателя (независимо от количества работников), а также на определенных настоящей статьей условиях и в структурных подразделениях организации по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т.е. на паритетных началах.

2. КТС не создаются, если работодатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (см. комментарий к ст. 308 ТК), а также если работодателем является религиозная организация (см. комментарий к ст. 348 ТК).

3. Представители работников в состав КТС избираются общим собранием (конференцией), а представители работодателя назначаются его приказом (распоряжением).

4. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляет работодатель.

Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комментарий к статье 385

1. КТС является, как правило, первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях.

2. Исключения из этого правила устанавливаются как ТК, так и иными федеральными законами (см. комментарий к ст. ст. 382, 391 ТК).


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная